Здоровые города и посёлки
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
”Здоровые города и
поселки“
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
В Республике Беларусь,
как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной
причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с
возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание.
Согласно данным
Всемирной организации здравоохранения, бремя неинфекционных болезней в
Республике Беларусь по показателю совокупного ущерба от основных групп болезней
оценивалось в 4,67 млрд. BYN (или 5,4 процента ВВП).
Проведенное в 2016 –
2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных
факторов риска неинфекционных болезней показало, что более 40 процентов
населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью
(ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов,
гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление).
В связи с этим
возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение
причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровьесберегающей среды
жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни
(ЗОЖ).
Это может быть
обеспечено путем повышения эффективности межведомственного взаимодействия,
актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом
всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование
территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика,
жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое).
Реализация в стране
государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“
обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление
государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие
здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить
следующие задачи:
стимулирование
создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную
мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению
курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению
травматизма, повышению культуры здоровья;
расширение
государственно-частного партнерства для создания и поддержания
здоровьесберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в
устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения;
партнерство с
Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту
”Здоровые города“ и иными международными организациями.
Проект ”Здоровые
города“ стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие
предусмотрено в Государственной программе ”Здоровье народа и демографическая
безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – государственная
программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта ”Здоровые
города“ на территории республики определены Министерство здравоохранения,
областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ
В Послании Президента
Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию
от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный
профилактический проект ”Здоровые города и поселки“ (далее – проект) и создать
национальную сеть ”Здоровые города и поселки“ (далее – национальная сеть).
3. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Реализация проекта на
уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным
и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа
медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации.
Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее –
группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа
жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике
пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных
изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный
совет).
Группа управления
состоит из представителей государственных органов, иных государственных
организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных
исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций.
Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей
Министра здравоохранения.
Организационное
сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ
”Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья“.
Состав группы
управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета
(или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других
заинтересованных.
Группа управления
разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять
лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или
его председателем).
На уровне
административно-территориальной единицы областных, районных (городских)
межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы)
создаются областные, районные (городские) отделения группы управления,
состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления,
субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.
Состав отделения
группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального
межведомственного совета по предложению органов местного управления и
самоуправления и других заинтересованных.
Организационно-техническое
сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает
территориальный центр гигиены и эпидемиологии.
4. ПРИНЦИПЫ,
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные принципы
реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети:
организационная
подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у
населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на
основе использования передового опыта;
поиск и стимулирование
инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой
городской среды;
планирование
профилактических мероприятий на основе данных о медико-демографической
ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории;
интеграция мероприятий
в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими
программами и проектами.
Основные инициативы
ЗОЖ:
1.общегородские акции
для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей
пожилого возраста и инвалидов;
2.расширение
доступности и увеличение посещаемости физкультурно-спортивных сооружений;
3. создание
инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
4. развитие
велосипедного движения;
5.стимулирование
выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с
пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
6.формирование у
населения культуры здорового питания;
7.последовательное
внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
8.внедрение новых форм
коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к
здоровому образу жизни;
9.проведение работы по
оздоровлению рабочих мест;
10.улучшение
инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования
движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием,
развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или)
обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
11.разработка,
поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по
наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической,
социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев
населения;
12.подготовка
волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
13.постановка
вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов
социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения
территории;
14.партнерство с
общественными организациями.
Работа в рамках
национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и
укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп
населения.
Инициативы ЗОЖ
реализуются в различных формах:
праздники, акции и
выставки здорового образа жизни, клубы здоровья и другое;
тренинги, круглые
столы, лекции, слушания по конкретным медико-демографическим,
социально-гигиеническим и экологическим проблемам города или поселка, в том
числе с участием депутатов местных Советов и представителей общественных
организаций;
анкетирование в
фокус-группах населения и проведение социологических исследований.
Мероприятия в рамках
реализации национальной сети отражаются в планах действий по профилактике
заболеваний и ЗОЖ, в том числе как инструмент по достижению показателей целей
устойчивого развития административно-территориальных единиц.
На республиканском
уровне:
организуется
проведение республиканского форума ”Здоровые города и поселки Беларуси –
движение к устойчивому будущему!“;
организуются
соревнования среди административно-территориальных единиц, на территории
которых реализуется проект и населенные пункты которых активно продвигаются для
вхождения в национальную сеть;
обобщаются и
распространяются на территориях административно-территориальных единиц Республики
Беларусь лучшие примеры по реализации проекта.
На областном, районном
(городском) уровне:
создается постоянно
действующая система конкурсной оценки для выбора лучших инициатив ЗОЖ среди
городов и населенных пунктов;
проводятся фестивали
(конкурсы) населенных пунктов, участвующих в реализации проекта, по различным
номинациям, отражающим степень активности деятельности для вхождения в
национальную сеть.
Финансирование
мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения
государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не
запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования
при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый
год.
Оценка эффективности
реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям
областными, районными (городскими) отделениями группы управления при
методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии.
Выбор критериев
осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой
управления.