Дубровенский районный исполнительный комитет

Адрес райисполкома:
211587, г. Дубровно, ул. Комсомольская,18

Телефон приемной:
8 (02137) 5-45-01

Факс:
8 (02137) 5-45-25

E-mail (для деловой переписки):
dubrovno_rik@vitobl.by 

Дубровно с высоты птичьего полета Въезд в город Дубровно Здание Дубровенского районного исполнительного комитета Фонтан в центральном сквере города Мост через р. Днепр Цветочные композиции
Дубровно с высоты птичьего полета
Дубровно с высоты птичьего полета
Въезд в город Дубровно
Здание Дубровенского районного исполнительного комитета
Фонтан в центральном сквере города
Мост через р. Днепр
Цветочные композиции
Главная / Новости / Новости региона
7 января 2013

Свадьбу "Цярэшкі" сыграли в Лепельском районе

7 января, Витебск /Мария Дмитриева - БЕЛТА/. Любители белорусских национальных традиций отметили в ночь на Рождество и Коляды народный праздник "Жаніцьба Цярэшкi", сообщает корреспондент БЕЛТА. Необычный обряд провели в фермерском хозяйстве "Люкшино" в Лепельском районе. Участие в действе приняли более 50 гостей - любителей белорусских культурных традиций из Лепеля, Полоцка, Минска и других городов. Место для "Жанiцьбы Цярэшкi" выбрали неслучайно. Дело в том, что эта народная рождественская игра сохранилась в своем первозданном виде только на Лепельщине. "В отличие от других районов, где люди, знакомые с этим ритуалом, проводят его лишь театрально и постановочно, здесь "жаніцьба" закреплена на уровне быта местных жителей", - пояснила организатор праздника, координатор зеленого маршрута "Край желтых кувшинок и седых валунов" Ольга Махоненко. Считается, что своими корнями колядная игра "Жаніцьба Цярэшкі" уходит во времена Полоцкого княжества. В ее основе - реально существовавший прототип Цярэшка, который в древности проживал на белорусской земле и покровительствовал влюбленным парам, был хранителем семейного очага. Суть ритуала заключается в знакомстве юношей с девушками и последующей женитьбе молодых, считавшейся сакральной, мистической. По традиции на протяжении года после празднества юноши-мужья должны были опекать своих жен. Наши предки уважали ритуал, вслед за ним в белорусских деревнях начиналась пора настоящих свадеб. И в этот раз обряд был исполнен в соответствии с аутентичными народными традициями. Сначала из числа гостей выбирались отец и мать, которые в дальнейшем играли роль свах - знакомили добрых молодцев с красными девицами. За символическим ритуалом вступления молодых в брак и невинными поцелуями следовали танцы, песни и разнообразные игрища. Например, молодых людей усаживали на лавку спинами друг к другу, и они должны были по команде повернуть головы в один бок. Если им это удавалось - парочка целовалась и освобождала место для следующей пары. Игрища чередовались с шуточными песнями, прибаутками и зажигательными народными танцами. Закончилась "жаніцьба" традиционным застольем. "Уже сегодня "Жаніцьбу Цярэшкі" можно назвать гордостью белорусской культуры и полноценным туристическим продуктом", - убеждена Ольга Махоненко. О значении древнего обряда говорит признание его в 2009 году историко-культурной ценностью и включение в список нематериального культурного наследия Беларуси. Примечательно, что тогда интерес к обряду "Жаніцьба Цярэшкі" проявили голландские и польские специалисты, активно изучавшие и описывавшие эту рождественскую забаву. А немецкие кинематографисты даже сняли документальный фильм об обряде и весной текущего года обещают устроить его премьерный показ в Лепельском районе. В ближайшие годы колядная игра "Жанiцьба Цярэшкi" может попасть в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

БЕЛТА

Все новости