5 октября 2018
СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧАЕМ!
Вопрос 1. Возможно ли осуществление видов деятельности, предусмотренных Указом № 337, гражданами, которые на момент обращения в инспекцию с заявлением о постановке на учет в качестве плательщика единого налога с физических лиц, являются действующими (находящимися в стадии ликвидации) индивидуальными предпринимателями по аналогичному виду деятельности?
Ответ. При осуществлении видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, физическим лицам не требуется государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) граждане могут в соответствии с законодательством заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью.
В силу статьи 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом законодательство Республики Беларусь не ограничивает право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности.
Таким образом, законодательство не обязывает физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, прекратить предпринимательскую деятельность для осуществления в качестве физического лица видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности.
Вопрос 2. Возможно ли одновременное осуществление видов деятельности, предусмотренных Указом № 337, в статусе физического лица, и иной деятельности, подлежащей обложению единым налогом, в статусе индивидуального предпринимателя?
Ответ. Возможно.
Законодательство Республики Беларусь не ограничивает право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности.
Вопрос 3. Где производить уплату единого налога: по месту осуществления деятельности или по месту регистрации физического лица?
Ответ.Физические лица до начала осуществления в налоговом периоде деятельности, признаваемой объектом налогообложения единым налогом, подают в налоговый орган по месту жительства (иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, - по месту пребывания) письменное уведомление с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности (пункт 2 статьи 295 НК). В этой связи уплата единого налога физическим лицом осуществляется по месту регистрации физического лица.
Вопрос 4. Может ли физическое лицо, планирующее осуществлять деятельность по заявительному принципу более одного месяца, предоставить в налоговый орган уведомление за два и более месяцев, уплатив единый налог за один месяц, а не за весь период планируемого осуществления деятельности?
Ответ.Физическое лицо вправе подавать в налоговый орган уведомление либо за каждый месяц, либо за период, включающий несколько месяцев, либо за календарный год, в котором будет осуществляться деятельность, до ее начала.
Если физическое лицо представило в налоговый орган уведомление об осуществлении деятельности в течение нескольких месяцев, то налоговый орган исчислит сумму единого налога за каждый месяц осуществления деятельности, указанный в уведомлении, соответственно, физическое лицо обязано будет до начала каждого месяца осуществления деятельности уплатить рассчитанную ежемесячную сумму единого налога. Также физическое лицо вправе уплатить всю рассчитанную сумму единого налога сразу до начала осуществления деятельности в первом месяце, указанном в уведомлении.
Вопрос 5. Возможно ли оказание видов деятельности по заявительному принципу юридическим лицам?
Ответ. Исходя из норм Указа № 337 виды деятельности, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 337, осуществляются физическими лицами по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, осуществление видов деятельности, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 337 в интересах юридических лиц Указом № 337 не предусмотрено.
Вместе с тем частью четвертой пункта 1 статьи 1 ГК определены виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, которые могут осуществляться в интересах юридических лиц.
Вопрос 6. Необходимо ли оформление документов, подтверждающих прием оплаты оказанных услуг при осуществлении видов деятельности, предусмотренных Указом № 337?
Ответ. На физических лиц, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные Указом № 337, обязанность по оформлению документов, подтверждающих прием оплаты за оказанные услуги, не возлагается.
Вопрос 7. Необходимо ли физическому лицу, осуществляющему деятельность по заявительному принципу, вести учет доходов, полученных от осуществления такой деятельности и представлять отчетность в налоговые органы?
Ответ. При осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, на физических лиц не возлагается обязанность по ведению учета полученных доходов и представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности. То есть при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, физическому лицу не надо на постоянной основе подсчитывать полученные доходы, и отчитываться об их сумме перед налоговым органом.
Вопрос 8. Какой крайний срок уплаты единого налога установлен для физического лица, в том случае, когда 1-ое число отчетного периода приходится на воскресенье?
Ответ. В соответствии с абзацем пятым пункта 11 статьи 299 НК единый налог уплачивается физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, до начала реализации товаров (работ, услуг).
Если физическое лицо планирует осуществлять деятельность в выходной день, то единый налог должен быть уплачен до начала такой деятельности. Исходя из части восьмой статьи 3-1 НК в данном случае срок уплаты не переносится на ближайший следующий за выходным рабочий день.
Вопрос 9. Необходимо ли приобретать специальный бланк заявления для уведомления о намерении осуществления видов деятельности, предусмотренных Указом № 337?
Ответ.До начала осуществления планируемой деятельности необходимо представить в налоговый орган по месту жительства уведомление произвольной формы с обязательным указанием видов деятельности, которыми физическое лицо предполагает заниматься, а также периода и места осуществления деятельности.
Вопрос 10. Производится ли возврат единого налога в случае временной нетрудоспособности либо неосуществлении деятельности по причине отсутствия заказов?
Ответ.Зачет или возврат единого налога производятся в соответствии со статьями 40 и 60 НК в случаях, определенных пунктом 1 статьи 300 НК.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 300 НК определен такой случай как временная нетрудоспособность плательщика, если такая нетрудоспособность повлекла прекращение работы обслуживающего объекта, торгового места, а при реализации товаров (работ, услуг) вне обслуживающего объекта, торгового места, - прекращение деятельности, облагаемой единым налогом, - на основании выдаваемых уполномоченными органами документов или заверенных в установленном порядке их копий, подтверждающих нетрудоспособность.
Случай отсутствия заказов не поименован в пункте 1 статьи 300 НК.
Таким образом, в случае временной нетрудоспособности может быть произведен возврат единого налога в соответствии со статьей 40 и 60 НК, в случае неосуществления деятельности по причине отсутствия заказов возврат единого налога не производится.
Вопрос 11. Что относится к услугам по выращиванию сельскохозяйственной продукции в рамках Указа № 337? Можно ли физическим лицам осуществлять уборку урожая в рамках Указа № 337 в интересах крестьянских (фермерских) хозяйствах?
Ответ. Указом № 337 не предусмотрен конкретный перечень услуг, относящихся к услугам по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, полагаем, что к услугам по выращиванию сельскохозяйственной продукции в рамках Указа № 337 могут относиться следующие услуги:
услуги, способствующие растениеводству (например, услуги по обработке земли, посеву, возделыванию и уборке урожая; обрезка плодовых деревьев и виноградной лозы; пересадка и прополка сельскохозяйственных культур; сбор урожая; защита от болезней, насекомых-вредителей и грызунов и др.);
услуги по обработке урожая (например, подготовка сельскохозяйственных культур для реализации: очистку, подрезку, сортировку, обработку; обработку поверхности фруктов и др.);
услуги по обработке семян для посадки (например, обработку семян после сбора урожая, очищение и удаление семян, сушку, очистку, сортировку, протравливание, инкрустацию (обволакивание), проверку на посевные качества и прочую обработку семян и др.).
Исходя из статьи 44 ГК крестьянское (фермерское) хозяйство относится к юридическим лицам. Соответственно, в рамках Указа № 337 физическое лицо не вправе оказывать услуги по уборке урожая в интересах крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Заместитель начальника инспекции – начальник управления налогообложения физических лиц инспекции МНС Республики Беларусь по Оршанскому району Каган Юрий Семенович
Все новости