Из истории агрогородка Осинторф
Первое поселение известно с 1672 года как урочище Остров, а с 1782 года упоминается как Юрьев Остров. Нынешний агрогородок Осинторф расположен на Юрьевом острове, который находится среди огромного болотного массива. Существует легенда о том, что некогда, во времена крепостного права, жил крестьянин, которого звали Юрка. Подрастали у него сыновья, но крестьянин оставался бедняком по-прежнему, единственной кормилицей была узкая полоска земли. Достаточно было пролито на ней пота, но хлеба так и не ели вдоволь. Батрачил с сыновьями Юрка, но даже со старыми долгами не смог рассчитаться. Они всё росли. Не стерпел Юрка и сбежал от помещика. Поселился он со своими сыновьями на острове среди болот и был почти целый год недосягаем для помещика, потому что добраться сюда было очень трудно. Только зимой, когда всё замерзало, можно было проникнуть на остров. Однажды, когда морозы сковали трясину, барин в сопровождении лесника проник к Юрию. Юрий со своими сыновьями избили барина и лесника, привязали их к саням и пустили лошадь. Жестокая расправа ждала семью Юрия: их заковали в цепи и погнали в Сибирь. А в память о смелом человеке люди назвали остров Юрьевым.
1897 год – Остров Юрьев насчитывал 20 дворов, в которых проживали 151 человек.
И неясно как бы сложилась судьба маленького острова, если бы в конце 20-х годов этому болоту не суждено было стать основной топливной базой первой крупной в нашем белорусском крае Государственной районной электростанции. Запасы торфа были здесь поистине огромными – более 11 миллиардов кубических метров.
1918 год прошлого столетия. Молодая советская страна переживает тяжёлые времена. Промышленности, железнодорожному транспорту не хватало топлива, сырья. А ещё народному хозяйству вредили враги, которые стремились задушить Советскую власть.
«Жители Осинторфа»
Советское правительство сразу же после революции обратило внимание на торфяные месторождения вокруг Юрьева острова с целью организации добычи топливного торфа. В 1918 году по распоряжению В. И. Ленина об использовании торфа в народном хозяйстве Оршанский железнодорожный узел начал строительство посёлков в районе деревни Шабаны, ныне посёлки 1-й, 2-й, 3-й, и начинает добычу кускового торфа, который использовался в качестве топлива для паровозов. С 1918 года предприятие именовалось как Осинторфский торфяной завод «Каролин», его директором был В.Ф. Козырин.
«Добыча торфа»
1927 год. По ленинскому плану ГОЭЛРО началось строительство Белорусской ГРЭС , первая очередь которой в ноябре 1930 года дала промышленный ток Витебской и Могилёвской областям. Строительство БелГРЭС решила проблему использования местного топлива и положила начало электрофикации Беларуси.
І тады я стану пад гарою,
Каб пазбыцца смутку і журбы,
Буду слухаць песні Асінстрою,
Захапляцца музыкай турбін.
(Паўлюк Трус. Паэма “Десяты падмурак”)
Для обеспечения топливом Бел ГРЭС началась разработка Осиновских болот. Большой строительной площадкой стал и Юрьев остров: возводились рабочие посёлки, прокладывались узкоколейки. Центральный и десять посёлков-спутников приобретают новое название Осинторф, которое возникло от слияния двух слов «осиновские болота» и «торф». Так же назвалось и торфопредприятие.
Осиновские болота стали топливной базой первенца белорусской энергетики - Бел ГРЭС. Электростанция – большое достояние человеческого ума, прогресса, но и на её строительстве, и на торфоразработках было много нелёгкого ручного труда.
В.И. Ленин уделял большое внимание развитию торфяной промышленности. Вот что он говорил об условиях труда на торфопредприятии: «Я хорошо знаю, что работа эта чрезвычайно тяжёлая, приходится стоять по колено в воде при отсутствии обуви и жилищ – трудности необъятные».
На заготовке торфа работали в основном девушки, молодые женщины, которых вербовали на работу в Осинторф. В то время жили очень бедно, ходили в лаптях, некоторые не ходили в школу, потому что нечего было надеть. Вот и решались девушки поехать подработать, вот и тянулись вереницы молодёжи на торфоразработки. В сезон добычи торфа проживали и работали в Осинторфе около 10000 человек.
Местные, с соседних деревень, брянские и смоленские, калужские и рязанские, горецкие и оршанские, могилёвские и минские, а также из Мордовской ССР. Их так и называли – «торфушки», или сезонницы, ведь работали они с ранней весны до поздней осени.
С воспоминаний старожилов, на торфяных полях, «торфушки» в белых платочках смотрелись издалека как огромные плантации белых грибов, а в летние солнечные дни казалось, что торфяные поля расцвели тысячами ромашек. Для них основной спецодеждой были лапти, которые плели вручную сотни людей Белоруссии, завозили железнодорожным транспортом на станцию Осиновка, затем на лошадях – в Осинторф.
Не было в их труде романтики. Вот небольшая выдержка из книги В. Сташевского «Говорит Осинстан Сталина», где описана тяжелая работа «торфушек»: «…так вот, не в беленьких перчатках строится социализм. Работница-торфушка в лаптях строит его. Она знает, что в своё время наденет что-то лучшее, чем англичанка-леди…».
1930 год – пуск первой очереди БелГРЭС. На добычи торфа в сезон работает более 10000 рабочих.
В 1933 году началась добыча торфа фрезерным способом. Все операции этого способа выполнялись вручную. В 30-е годы на фрезировании применялся в качестве тягловой силы трактор «Форцзон» и металлическая борона «Зиг-Заг». Высохший фрезерный торф перевозили на фанерных тачках к штабелю, затем фанерными шуфлями бросали в штабель. Вывозка его потребителю производилась малыми паровозами в деревянных вагончиках, порожние вагонетки выкатывали с временных путей вручную. По мере отгрузки торфа бригада стильщиков переносила временные пути вручную к другому ряду штабелей.
С 1935 года на т/п «Осинторф» торф стал добываться гидравлическим способом (большой гидроторф). Всего было установлено семь кранов нового стандарта производительностью 50 тыс. тонн торфа за сезон. Кран обслуживали: бригада карьерщиков - 30 человек, бригада мотористов – 7 человек, бригада водопроводчиков – 4 человека, слесарь, электрик. Для каждого крана был определён сезонный проход, который был разбит на карьеры шириной 120 м и длиной по 30 м. Посреди сезонного прохода укладывался железный массопровод диаметром 570 мм. На каждом карьере делалось основание для крана. Забивались двенадцатиметровые сваи по 7-22 штук вручную в зависимости от массива. Крану придавалась насосная станция высокого давления. Торфяная залежь откалывалась сильной струёй воды, а затем размывалась в гидромассу. Гидромасса торфонасосом крана подавалась по массопроводу в сборный аккумулятор. В зависимости от расположения полей розлива, гидромасса подавалась или сразу на них, или через промежуточный аккумулятор, который был соединён со сборным аккумулятором магистральным массопроводом диаметром 750 мм. Магистральный массопровод имел на каждой карте крестовины. Карты были шириной по 30 м. Торфомасса разливалась по карте бригадой в количестве 10 человек, где она отстаивалась. Работа велась круглосуточно с апреля месяца по август. Отстоявшаяся, подсохнувшая масса цепковалась вручную на кирпичики бригадами девушек – торфяниц. Затем рабочие также вручную выкладывали змейки, клетки, штабеля.