ВОПРОС: Как должна выстраиваться работа обслуживающих организаций при осуществлении ремонта за счет средств населения?
— Текущий ремонт для населения является основной жилищно-коммунальной услугой, и именно согласно требованиям законодательства, предъявляемым к ЖКХ (Жилищный кодекс, Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»), должна строиться работа обслуживающих организаций с населением в этом направлении.
Нормами законодательства установлено, что ЖКХ осуществляет работы на основании договора на оказание данных услуг (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»). Постановлением Совета Министров № 99 от 30.01.2009 г. утверждена форма типового договора на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома, в котором определяются права и обязанности сторон.
Следует подчеркнуть, что отказ от заключения договора с обслуживающей организацией на основные виды ЖКХ, к которым относится и текущий ремонт, не освобождает граждан от внесения платы за ФАКТИЧЕСКИ оказанные основные жилищно-коммунальные услуги (ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Кроме того, Жилищным кодексом определено, что эксплуатация жилищного фонда должна осуществляется с соблюдением требований технических нормативных правовых актов, и организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, обязаны обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома в соответствии с этими требованиями.
Таким образом, обслуживающие организации, определившись с необходимостью проведения текущего ремонта подъезда, вызванного несоответствием конструктивных элементов и инженерных систем требованиям, предъявляемым к их техническому состоянию, по результатам проведенных технических осмотров должны:
- составить дефектный акт с указанием видов и объемов работ;
- составить на основании дефектного акта локальную смету;
- включить ремонт подъезда в годовой план текущего ремонта жилищного фонда.
До проведения текущего ремонта подъезда в соответствии со сроками, установленными годовым планом текущего ремонта жилищного фонда, обслуживающая организация обязана заранее информировать граждан о планируемых сроках проведения ремонта, основных видах работ и их стоимости, для чего составляется смета на ремонтно-строительные работы, на основании которой рассчитывается сумма возмещения затрат для каждой квартиры. Размер платы за ремонт исчисляется в долях, соразмерных общей площади квартир. Больше площадь — больше сумма оплаты.
Далее ВСЕМ гражданам предлагается заключить договоры на текущий ремонт подъезда, в которых указывается сумма для каждого плательщика. Жители подъезда, участвующие в подписании договора, могут по желанию выбирать качество материалов и цветовое решение.
После выполнения ремонта составляется акт выполненных работ и гражданам выставляется сумма к оплате за фактически оказанную услугу. Счет отправляется в том числе и тем, кто отказался заключать договор.